Топка кирпичной печи: принципы проектирования

Топкой кирпичной печи многие называют собственно топливник. Топка — это процесс, топливник — часть печи, как правило, оснащенная огнеупорным ядром, выполненным из шамотного кирпича.

Попробую объяснить принципы проектирования топливника и указать на распространённые ошибки, допускаемые некоторыми печниками при её кладке.

Независимость шамотного ядра от основной кладки

Шамотное ядро должно быть независимым от внешней кладки. А вертикальные швы шамотного ядра топливника не должны совпадать со швами наружной кладки. То есть надо проектировать ряд так, чтобы вертикальные швы не совпадали. Так, если в шамотном ядре этот шов прогорит, внешняя кладка будет защищена от сквозного пробоя открытым огнем, поэтому прослужит многие годы.

Между шамотным ядром и наружной стенкой по углам можно проложить толстый шнур из негорючего материала: каолиновой ваты (муллит-кремнеземистой МКРР-130 выдерживающей температуру до 1150°С, МКРХ-150 — до 1300°С) . Асбестовым картоном тоже можно, правда он не выдерживает температуры выше 400°С. Базальтовый картон имеет более высокую температуру эксплуатации (около 700°С). Это нужно, чтобы обеспечить компенсационный зазор и устранить подсос холодного воздуха к вылитам.

Вылиты и байпасы

вылиты
Вылиты или байпасы

Над и под этими отверстиями, оставленными в кладке не должно быть вертикальных швов. То есть смыкаться кирпичи над и под вылитами или байпасами не должны. Уводите этот шов дальше.
Первый байпас в прямой дымоход должен быть на уровне топочной дверки. Можно при его наличии обходиться без открытия (наличия) «летнего» (прямого, растопочного, стартового) хода при растопке. «Летний» ход или байпас позволяют избавиться от конденсата при растопке печи.

Хайло

Чтобы дым не проникал через дверку в помещение при растопке, хайло должно быть минимум на уровне, а лучше на ряд выше, чем верхний срез топочной дверки.

Толщина шва в шамотном ядре

Толщина шва в шамотном ядре не должна превышать 1–2 миллиметров. Его кладку надо вести на специальном шамотном растворе — мертеле. Для прочности в мертель можно добавлять жидкое стекло. Но осторожно! Такой раствор очень очень быстро схватывается, поэтому надо подливать его очень небольшими порциями, буквально по чайной ложке на литр раствора.

Спиленные под углом кирпичи у задней стенки топливника

косые кирпичи в топке

На под топливника, к задней стенке топливника, мы устанавливаем спиленные под углом кирпичи. Их кладут, нанося раствор на заднюю и нижнюю часть уголка. Но боковые вертикальные швы надо оставить пустыми. Они позже забьются пеплом. Когда эти кирпичи будут расширяться при температурном воздействии они не будут выдавливать стенки шамотного ядра наружу.
Их первая задача, чтобы зола по ним скатывалась к колосниковой решетке.
Их вторая задача — предохранение от удара по задней стенке топливника при закладке дров. Если этот элемент вы все-же разобьете, то его без проблем можно вытащить, вырезать новый и заменить.

перемычка топливника

Перемычка над топочной дверкой

Планировать швы в кладке топки печи надо таким образом, чтобы пяты, то есть кирпичи запиленные наискось, на которые опирается перекрывающий проем клиновая перемычка ложилась на целый кирпич, установленный в противоположных стенках перпендикулярно.

Перекрытие топливника

перекрытие домиком
Так НЕ нужно перекрывать топливник!

Избегайте перекрытия топливника домиком. Популяризованное в печной литературе, такое перекрытие в силу своей простоты стало довольно часто применяться начинающими печниками. Это когда кирпичи зарезают под небольшой угол, который позволяет перекрыть свод. (рис.) Другие концы кирпича опираются на стенки при этом может возникнуть раздвигающее усилие. Если вы сверху над этим топливником не учтете необходимый тепловой зазор, либо если какой-нибудь кирпич в перекрыше опустится ниже, то, когда начнется температурная деформация шамотного кирпича, он просто раздвинет и стенки. А если раздвинутся стенки, значит исчезнет и тепловой зазор между шамотной и красной кладкой. А это потянет за собой проблемы и с наружной кладкой.

Уникальность ADVEGO - 100%
Поделись с друзьями в соцсетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.